Формирование
компетентности родителей в исследовательской деятельности у дошкольников с
нарушением слуха при взаимодействии с педагогами ДОУ
Все дети любят экспериментировать.
Исследуя мир, который их окружает, они трогают и ощупывают предметы, пробуют на
вкус, нюхают, наблюдают, сравнивают. Это относится и к детям с нарушением
слуха. Они тоже любят экспериментировать, ведь, по мнению ученых, наряду с
игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Знания и умения,
которые ребенок при этом получает, усваиваются прочно и надолго.
В нашем детском саду в группах компенсирующей
направленности для дошкольников с нарушением слуха уделяется много внимания
исследовательской деятельности детей. Для развития детской познавательной
активности в группах создаются специальные проблемные ситуации. В
исследовательском уголке имеются различные материалы для экспериментирования:
лупы, микроскопы, часы, весы, пинцеты, пробирки, ёмкости разной величины, лейки
и др.; различная ткань, бумага; неструктурированные материалы (песок, камни,
вода), карты, схемы и т.п.
Простые, не требующие большой подготовки опыты и эксперименты можно провести и дома. В связи
с этим и возникла необходимость вовлекать родителей в экспериментальную деятельность, ведь большинство из них,
особенно родители с нарушением слуха, не придают значения тому, как важны для неслышащего
ребёнка совместные наблюдения за изменениями, происходящими в природе и в окружающем мире.
Семья – это та среда, где дети проводят большую
часть жизни, поэтому, чем активнее родители участвуют
в воспитательно-образовательном процессе, тем эффективнее познавательные
способности их детей. А полная реабилитация неслышащего ребёнка возможна
лишь при ежедневной, совместной, кропотливой работе семьи и детского сада.
С целью формирования компетентности родителей в
вопросах развития, обучения и воспитания детей с нарушенным слухом очень важно
вовремя раскрыть все стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать им
действенные и эффективные методы и приёмы воспитания.
Для заинтересованности семьи и
вовлеченности её в процесс опытно-экспериментальной деятельности мы используем
такие формы работы, как нетрадиционные родительские собрания на платформе zoom, информационные стенды, буклеты, газеты,
консультации и др.
Одним из эффективных способов
донести до родителей необходимую информацию является Родительский клуб. На базе
клуба мы проводим мастер-классы в режиме онлайн, на которых родители имеют
возможность получить конкретную, полезную информацию и практические навыки по
проведению опытов и экспериментов в домашних условиях. Для ребёнка важно, чтобы близкие ему люди поддерживали его интересы
к проведению опытов и экспериментов.
Учитывая
современные подходы к проблеме взаимодействия с семьёй, мы пришли к выводу, что
наиболее эффективным методом оказался
метод проектов. Проектная деятельность в детском саду помогает связать обучение с жизнью, формирует
у дошкольников с нарушением
слуха навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, активизирует словарный запас, учит
планировать, работать в коллективе. Проектная деятельность активно привлекает родителей к взаимодействию со своими детьми и позволяет им увидеть ребёнка со стороны в различных
ситуациях, превращая всех членов
семьи не в пассивных «зрителей» и «наблюдателей», а в активных участников.
Применяя на практике этот метод, нам удалось вызвать эмоциональный отклик и
искренний интерес к жизни наших групп. Родители стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей. Так они узнали, что можно не преподносить знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт,
т.е. не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный
интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных
жизненных ситуациях. Знания, которые ребёнок добывает самостоятельно, всегда являются
осознанными и более прочными. Очень важно, чтобы
опыт или эксперимент при этом был интересен всем участникам.
Так, например, при проведении проекта на тему:
«Волшебная вода» родители активно участвовали в пополнении
предметно-развивающей среды по данной теме. Они проводили опыты с водой в
домашних условиях, используя знания, полученные на мастер-классах в детском
саду и из интернета. Одним из продуктов этого проекта стала фотовыставка:
«Экспериментируем дома». Ценность партнёрских отношений ещё и в том, что
родители закрепляют знания детей, полученные в детском саду, а также
активизируют словарь в зависимости от речевых и слуховых возможностей
слабослышащих и имплантированных дошкольников, а неслышащие родители помогают
глухим детям понять и уточнить материал с помощью жестов.
Устанавливая партнёрские отношения с семьёй, выигрывают все,
а в первую очередь – дети. Они узнают что-то новое,
но и учатся с любовью и уважением
смотреть на своих членов семьи, которые так много знают и так интересно рассказывают. В свою очередь, педагоги тоже имеют возможность лучше познакомиться с семьями своих воспитанников, понять и отрегулировать характер и меру своей помощи, определив сильные и слабые стороны домашнего воспитания. Ничто так не сближает родителей, педагогов
и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.
Ведь
только заинтересованный родитель сможет стать своему ребенку настоящим другом и
авторитетом. Это залог будущих крепких семейных связей, фундамент целостной,
гармоничной личности ребенка, а также успешная
социальная адаптация и интеграция детей с нарушением слуха в общество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий